"Америка, Бельгия, Швейцария, Австрия. Ирландия, наконец. Но русскому человеку, не живущему в Украине, очень сложно это принять. Не разумом, рационально (хотя и тут у многих есть сложности), а на более глубоком, подсознательном уровне. Картина мира формируется годами, и до самого последнего времени в этой картине не предусматривалось места для людей, которые говорят на русском языке, но не считают Москву своей метрополией. Такого с русскими не случалось уже лет 500. И никакие Бельгии и Швейцарии не способны этого отменить. Альтернативные англо–, франко — и немецкоязычные нации сформировались несколько столетий назад.
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ РУССКОЯЗЫЧНАЯ НАЦИЯ ФОРМИРУЕТСЯ ПРЯМО СЕЙЧАС, В ЭТИ ДНИ И МИНУТЫ.
У ее формирования есть одна очень важная особенность. Украинцы, те из них, кто говорит по–украински, строят свою коллективную идентичность и отличность от русских на другом языке, другой истории, на давней принадлежности к Европе. У русскоговорящих украинцев юго–восточных областей ничего из этого нет — ни отдельного от России языка, ни отдельной истории. Они тоже хотят в Европу, но для них это не возвращение в свой старый дом, а переезд в новый и незнакомый. Поэтому свою идентичность им приходится строить на другом. На том, что, в отличие от русских России, они свободны.
Кажется, лишь дважды за всю историю нация строила свою идентичность на идее свободы. Свободы не национальной или религиозной, а именно политической, свободе быть гражданином, а не подданным. Первыми были швейцарцы в XIV–XV веках, вторыми — американцы в XVIII–м. Кстати, до обретения 13–ю американскими колониями независимости англичане тоже не сталкивались с людьми, говорящими по–английски, но не считающими себя британцами. Можно легко вообразить разговор представителя взбунтовавшихся колоний Бенджамина Франклина (сына английского эмигранта) и представителя Соединенного Королевства адмирала Ричарда Хау во время переговоров на Стейт–Айленде, где англичане предлагали колонистам серьезные уступки, если те прекратят нести чушь про независимость и вернутся в лоно Британского мира:
РХ: Но мы же с вами британские люди...
БФ: Я не британец.
РХ (ошеломленно): А кто?!"
https://politota.d3.ru/comments/726048/