Депрессия (от лат. deprimo «давить», «подавить») — это когда настроение не просто понижено — оно убито, закопано на два метра и сверху придавлено надгробием. Это тоска, которая, в отличие от древнерусской, носит вполне осязаемый, витальный характер — то есть ощущается как пустота там, где было сердце - «предсердечная тоска» - или чувством, будто грудную клетку что-то изнутри раздирает когтями, пытаясь вырваться наружу. Это печаль — глубокая, как заброшенная шахта на Кольском полуострове и тёмная, как изображение в ректоскопе с выключенной подсветкой.
Тревога — это чувство, что надвигается гроза, беда. Это беспокойство, когда не находишь себе места и мечешься, как тигр в клетке на борту судна, которое вот-вот настигнет ураган. Это когда ещё не знаешь, что будет, но уверен, что точно будет плохо.
Страх — это когда северный пушистый зверь перестал нарезать круги, скрываясь в складках местности, и пошёл в атаку. Это тревога, доведённая до крайности и трансформировавшаяся в панику, это уже не «ой, что же будет?», а «спасайся кто может!».
Тревога и страх встречаются как в норме, так и в структуре патологических синдромов.
Дисфория (от греч. δυσφορέω — страдать, мучиться, досадовать). Это мрачное, угрюмо-подавленное состояние с раздражительностью и склонностью к агрессии. Чтобы это себе представить, берём викинга, отправляем в долгий, тяжкий, бесславный поход, закончившийся неслабыми люлями для всей гоп-компании с драккара. И вот он возвращается к родным берегам, а на берегу его встречает демонстрация пацифистов и жена в объятьях адвоката, предъявляющая мужику имущественные претензии и иск о посткоитальном несогласии.
«Аутизм наизнанку», или симптом «регрессивной синтонности» - это когда человек неспособен адекватно оценить то, как надо взаимодействовать с окружающими на эмоциональном уровне — говорят ещё, что нарушена эмпатия, и не чувствуется, что в твоём поведении другим приятно и сносно, а что нет, утрачена способность тонко сопереживать. Отсюда «эмоциональная обнажённость», готовность все свои интимные подробности вывалить на другого, неважно, готов он к такой бомбардировке или нет